Мода имеет очень капризный характер. Из сезона в сезон меняются стили, формы, ткани. Смена идеалов в одежде связана, как правило, с цикличностью моды. Дизайнеры берут идеи из прошлого, в обществе становится актуально то, что носили несколько веков назад. Элементы одежды, которые, казалось бы, исчезли навсегда, снова становятся популярными.
Например, в 18-19 веках в Европе одним из элементов военной формы были обтягивающие штаны из лосиной кожи – лосины. Кто бы мог подумать, что в конце 20 века они станут хитом продаж. Женщины многих стран стали носить узкие женские брюки из эластичной обтягивающей ткани. Название их осталось тем же – лосины.
В 1980-х были модны широкие плечи и брюки-бананы. Долгое время после такая одежда считалась нелепой, являлась показателем дурного вкуса. Однако 2000 год изменил отношения мира к данным фасонам. Эти элементы гардероба снова вернулись на подиумы, а после и в магазины.
Новое – это хорошо забытое старое.
«Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда его все забыли. Как правило, это связано со сменой поколений. Именно благодаря такому процессу появляются многочисленные «ретро-моды». Также происходят различные заимствования из других культур. На помощь приходит область изобразительного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), культура «экзотических» регионов (этнический стиль в моде), стиль молодежных субкультур (например, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.).
Редким явлением в истории моды является появление чего-то поистине нового.
Чаще всего изобретают новые материалы и технологии изготовления одежды. Например, одежда из пленки, (в 1930-х гг., предложили Э. Скьяпарелли и В.Стибель), одежда из пластика и металла (создана П. Рабанном в 1960-х гг.), мини-мода. Последние два изобретения действительно не имеют четких прообразов, но напоминают идеалы 1920-х годов: лаконичность форм, увлечение спортом. А во второй половине 1970-х годов, благодаря популярности синтетических материалов, появились новые, более яркие цвета. Однако этот стиль диско также имел прообраз – гламур 1930-х. Таким образом, даже при изобретении новых материалов и технологий, дизайнеры неосознанно используют опыт прошлых лет.
Исследователи моды пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл. Исследовательница Агата Янг изучала феномен женской юбки и пришла к выводу, что ее фасон повторяется раз в 36 лет. А американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер назвали цифру 115 лет. Интересную гипотезу выдвинул и антрополог Альфред Кребер. Он утверждает, что мода изменяется, когда определенный параметр одежды (открытость декольте, длина юбки) достигает определенного пика. И тогда тенденция начинает развиваться в обратном направлении.
Интересный факт: цикличность моды зависит и от солнца.
Исследователем установлено, что укорочение юбки, «обнажение» фигуры, использование «кричащих» цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности. На то, что мы носим влияет и социокультурная обстановка в мире и в нашей стране. Периодам стабильности и достатка соответствует подчеркнуто-женственный силуэт — «песочные часы», но такой фасон выходит из употребления во время революций и войн.
Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. В связи с этим производители одежды, особенно те, кто учитывает мировой опыт и следит за тенденциями, могут приготовиться к выпуску новых коллекций заранее, понять какие ткани, фасоны, цвета будут модны в следующем сезоне. В связи с этим, благодаря цикличности моды, ведущие производители одежды, такие, как например, швейной фабрики PIQUE, выпускают всегда актуальные и модные модели.